Здоровый образ жизни

Образ жизни при гипертонии


Роль питания в профилактике кариеса зубов

Стоматологическое здоровье во многом зависит от питания. Особенно важно сбалансированное полноценное питание при беременности, кормящим матерям, на первом году жизни ребёнка, в период формирования молочного прикуса, в подростковом возрасте, Необходимо соблюдение общих принципов рационального питания — количественная и качественная адекватность, соблюдение режима питания. Оптимизация питания предполагает:

• Достаточное употребление продуктов питания, содержащих такие минеральные вещества, как кальций, фосфор, фтор, обладающих одонтотропым действием. Кальций обычно является наиболее дефицитным элементом в диете, так как легкоусвояемые его соединения содержатся в немногих продуктах (молочных и растительных). Все соли кальция, кроме лактата и цитрата, трудно растворимы и плохо усваиваются. 0,5 литра молока в день обеспечивает ребёнку поступление достаточного количества ионов кальция. Наиболее богаты усвояемыми соединениями кальция капуста, картофель, зелень, лимон, соя. Облегчает всасывание кальция кислая среда в кишечнике (кислое молоко и его производные, квашеные овощи и фрукты). Фосфор лучше всего используется организмом из продуктов животного происхождения — мясо, рыба, яйца, сыр, творог. Много его в хлебе, фасоли и горохе. Фтор улучшает белковый и минеральный состав эмали, оказывает угнетающее действие на рост микрофлоры полости рта.усиливает включение кальция и фосфора в состав эмали зуба. Фторидами богаты минеральные воды (Ессентуки, Шифалы су), морская рыба и морепродукты, зелёный чай.

• Снижение кариесогенного действия легкоусвояемых углеводов. Сладкая пища, еѐ липкие и вязкие компоненты (печенье, пряники, сушки и т.п.) часто надолго задерживаются в ротовой полости. Их расщепление ферментами микроорганизмов, находящимися в полости рта.завершается образованием органических кислот (молочной, пировиноградной) и приводит к деминерализации эмали и появлению кариозных дефектов на зубах.

• Регуляция питания с целью повышения самоочищения полости рта. Естественный процесс освобождения полости рта от остатков пищи и детрита достигается применением пищевых продуктов, обладающих повышенной очищающей способностью. Прежде всего — это фрукты и овощи. Твёрдая и сухая пища (горбушки хлеба, мясо куском и т.д.) также обеспечивает хорошую тренировку жевательного аппарата, повышает слюноотделение. Положительно зарекомендовало себя использование после еды жевательной резинки, не содержащей сахар (в первые 10 минут после приёма пищи). В формировании здорового образа жизни по отношению к органам ротовой полости большое значение имеет преодоление вредных привычек, таких как жевательная леность, несоблюдение гигиены полости рта.боязнь посещения стоматолога. Таким образом, сбалансированность рациона питания по всем основным компонентам способствует формированию полноценной структуры эмали зубов, что обеспечивает в дальнейшем их более высокую резистентность к кариесу. Примите за правило посещать стоматолога два раза в год. От здоровья зубов зависит и внешняя красота и здоровье всего организма.


ИНФОРМАЦИЯ

о проекте «Ставрополье – территория здоровья»

С начала 2018 г. в Ставропольском крае стартовал социальный проект «Ставрополье – территория здоровья». Цель проекта – реализация комплекса мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья жителей края, профилактику, ведение здорового образа жизни, раннее предупреждение наиболее распространенных заболеваний.

Инициатором проекта выступили правительство Ставропольского края, министерство здравоохранения Ставропольского края. В его реализацию вовлечены все звенья здравоохранения, от фельдшерско-акушерского пункта до специализированного краевого учреждения, органы государственной и муниципальной власти.

В рамках проекта «Ставрополье-территория здоровья» запланированы следующие мероприятия:

информационно-разъяснительная работа среди населения края путем издания и распространения листовок, плакатов, буклетов, проведение анкетирования населения, размещение на баннерах, общественном транспорте рекламной продукции, создание видеороликов по профилактике болезней системы кровообращения, профилактике инсультов, инфарктов, сахарного диабета, психических расстройств;

размещение, распространение материалов о здоровом образе жизни населения края с использованием средств массовой информации, через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет», посредством организации «Школ здоровья» на базе медицинских организаций;

выпуск печатной продукции, наглядных пособий с целью отказа от вредных привычек, минимизации стрессовых воздействий на организм, подбора адекватной физической нагрузки и здорового рационального питания;

мониторирование информированности взрослого населения Ставропольского края о факторах риска возникновения основных неинфекционных заболеваний. К этой группе заболеваний отнесены болезни системы кровообращения, хронические респираторные, онкологические заболевания и сахарный диабет, являющиеся причинами в общей сложности 70 процентов причин смертности населения;

выездная работа онкологических бригад с проведением анкетирования как врачей с целью определения вектора обучения, так и населения для выявления предрасположенности к развитию опухолей с последующей обработкой анкет и выявлением круга лиц, которым необходимо проведение консультации и дополнительного обследования, разъяснение «сигналов онкологической тревоги» и принципов «онконастороженности» при оценке собственного здоровья, информирование пациентов и повышение санитарной грамотности посредством изготовления печатной продукции (буклетов, флаеров, анкет) для обеспечения выполнения тех задач, которые стоят перед выездной бригадой онкологов;

организация тестирования граждан в мобильном лечебно-профилактическом комплексе выездными диагностическими бригадами специалистов ГБУЗ СК «Ставропольская краевая клиническая больница» с целью скрининга выявления хронических неинфекционных заболеваний и факторов риска их развития;

активная выездная работа с использованием мобильных бригад, созданных в каждом лечебно-профилактическом учреждении Ставропольского края, направленная на посещение даже самых небольших населенных пунктов с целью повышения доступности медицинской помощи;

мероприятия, направленные на охрану здоровья подрастающего поколения, женского здоровья, включающие активную выездную работу , в том числе с привлечением мобильного диагностического комплекса ГБУЗ СК «Детская краевая клиническая больница», акция «Розовая ленточка» основной целью которой является информирование женщин о раке молочной железы, распространение информации о самодиагностике, направленной на выявление рака молочной железы на ранней стадии, информации о различных методах лечения, оказанием помощи при восстановлении и реабилитации.

Особенностью реализуемого проекта «Ставрополье-территория здоровья» станет максимально широкий охват профилактическими мероприятиями всего населения Ставропольского края, проведение мероприятий проекта в выходные дни, возможность использовать полученные результаты для коррекции мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни населения, профилактики заболеваемости и преждевременной инвалидизации, смертности граждан. Все это позволит нам сделать еще один уверенный шаг в сторону здоровья, к процветанию и благополучию нашего Ставропольского края


Здоровый образ жизни — образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья. ЗОЖ — это концепция жизнедеятельности человека, направленная на улучшение и сохранение здоровья с помощью соответствующего питания, физической подготовки, морального настроя и отказа от вредных привычек.

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА

Чтобы укреплять и сохранять здоровье здоровых, то есть управлять им, необходима информация как об условиях формирования здоровья (характере реализации генофонда, состоянии окружающей среды, образе жизни и т. п.), так и конечном результате процессов их отражения (конкретных показателях состояния здоровья индивида или популяции).

Эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в 80-х гг. XX в. определили ориентировочное соотношение различных факторов обеспечения здоровья современного человека, выделив в качестве основных четыре группы таких факторов. На основе этого в 1994 году Межведомственная комиссия Совета безопасности Российской Федерации по охране здоровья населения в Федеральных концепциях «Охрана здоровья населения» и «К здоровой России» определила это соотношение применительно к нашей стране следующим образом:

генетические факторы — 15-20%;

состояние окружающей среды — 20-25%;

медицинское обеспечение — 10-15%;

условия и образ жизни людей — 50-55%.

Величина вклада отдельных факторов разной природы на показатели здоровья зависит от возраста, пола и индивидуально-типологических особенностей человека. Содержание каждого из факторов обеспечения здоровья можно определить следующим образом (табл. 1).

Остановимся подробнее на каждом из этих факторов.

Генетические факторы

Онтогенетическое развитие дочерних организмов предопределяется той наследственной программой, которую они наследуют с родительскими хромосомами.

Однако, сами хромосомы и их структурные элементы — гены, могут подвергаться вредным влияниям, причем, что особенно важно, в течение всей жизни будущих родителей. Девочка рождается на свет с определенным набором яйцеклеток, которые по мере созревания последовательно готовятся к оплодотворению. То есть в конечном итоге все происходящее с девочкой, девушкой, женщиной в течение ее жизни до зачатия в той или иной степени сказывается на качестве хромосом и генов. Продолжительность жизни сперматозоида гораздо меньше, чем яйцеклетки, но и их периода жизни бывает достаточно для возникновения нарушений в их генетическом аппарате. Таким образом, становится понятна ответственность, которую несут перед потомством будущие родители в течение всей своей жизни, предшествующей зачатию.

Зачастую сказываются и не зависящие от них факторы, к которым следует отнести неблагоприятные экологические условия, сложные социально-экономические процессы, неконтролируемое использование фармакологических препаратов и т.д. Результатом являются мутации, ведущие к возникновению наследственных заболеваний или к появлению наследственно обусловленной предрасположенности к ним.

Генетические  Здоровая наследственность.

Отсутствие морфофункциональных предпосылок возникновения заболевания. Наследственные заболевания и нарушения. Наследственная предрасположенность к заболеваниям.

Состояние окружающей среды.

Хорошие бытовые и производственные условия, благоприятные климатические и природные условия, экологически благоприятная среда обитания.            Вредные условия быта и производства, неблагоприятные климатические и природные условия, нарушение экологической обстановки.

Медицинское обеспечение.

Медицинский скрининг, высокий уровень профилактических мероприятий, своевременная и полноценная медицинская помощь.               Отсутствие постоянного медицинского контроля за динамикой здоровья, низкий уровень первичной профилактики, некачественное медицинское обслуживание.

Условия и образ жизни.

Рациональная организация жизнедеятельности: оседлый образ жизни, адекватная двигательная активность, социальный образ жизни.        Отсутствие рационального режима жизнедеятельности, миграционные процессы, гипо — или гипердинамия.

В наследуемых предпосылках здоровья особенно важны такие факторы, как тип морфофункциональной конституции и особенности нервных и психических процессов, степень предрасположенности к тем или иным заболеваниям.

Жизненные доминанты и установки человека во многом детерминированы конституцией человека. К таким генетически предопределяемым особенностям относятся доминирующие потребности человека, его способности, интересы, желания, предрасположенность к алкоголизму и другим вредным привычкам и т.д. При всей значимости влияний среды и воспитания роль наследственных факторов оказывается определяющей. В полной мере это относится к различным заболеваниям.

Это делает понятной необходимость учета наследственных особенностей человека в определении оптимального для него образа жизни, выбора профессии, партнеров при социальных контактах, лечения, наиболее подходящего вида нагрузок и т. д. Зачастую общество предъявляет человеку требования, вступающие в противоречие с условиями, необходимыми для реализации программ, заложенных в генах. В результате в онтогенезе человека постоянно возникают и преодолеваются многие противоречия между наследственностью и средой, между различными системами организма, обусловливающими его адаптацию как целостной системы, и т. д. В частности, это имеет исключительно важное значение в выборе профессии, что для нашей страны достаточно актуально, так как, например, лишь около 3% занятых в народном хозяйстве Российской Федерации людей удовлетворены избранной профессии, — по-видимому, не последнее значение здесь имеет несоответствие наследуемой типологии и характера выполняемой профессиональной деятельности.

Наследственность и среда выступают в качестве этиологических факторов и играют роль в патогенезе любого заболевания человека, однако доля их участия при каждой болезни своя, причем, чем больше доля одного фактора, тем меньше вклад другого. Все формы патологии с этой точки зрения можно разделить на четыре группы, между которыми нет резких границ.

Первую группу составляют собственно наследственные заболевания, у которых этиологическую роль играет патологический ген, роль среды заключается в модификации лишь проявлений заболевания. В эту группу входят моногенно обусловленные болезни (такие, например, как фенилкетонурия, гемофилия), а также хромосомные болезни. Эти заболевания передаются из поколения в поколение через половые клетки.

Вторая группа — это тоже наследственные болезни, обусловленные патологической мутацией, однако для их проявления необходимо специфическое воздействие среды. В некоторых случаях «проявляющее» действие среды очень наглядно, и с исчезновением действия средового фактора клинические проявления становятся менее выраженными. Таковы проявления недостаточности гемоглобина HbS у его гетерозиготных носителей при пониженном парциальном давлении кислорода. В других случаях (например, при подагре) для проявления патологического гена необходимо длительное неблагоприятное воздействие среды.

Третью группу составляет подавляющее число распространенных болезней, особенно болезней зрелого и преклонного возраста (гипертоническая болезнь, язвенная болезнь желудка, большинство злокачественных образований и др.). Основным этиологическим фактором в их возникновении служит неблагоприятное воздействие среды, однако реализация действия фактора зависит от индивидуальной генетически детерминируемой предрасположенности организма, в связи с чем эти болезни называют мультифакториальными, или болезнями с наследственным предрасположением.

Необходимо отметить, что разные болезни с наследственным предрасположением неодинаковы по относительной роли наследственности и среды. Среди них можно было бы выделить болезни со слабой, умеренной и высокой степенью наследственного предрасположения.

Четвертая группа болезней — это сравнительно немногие формы патологии, в возникновении которых исключительную роль играет фактор среды. Обычно это экстремальный средовой фактор, по отношению к действию которого организм не имеет средств защиты (травмы, особо опасные инфекции). Генетические факторы в этом случае играют роль в течении болезни, влияют на ее исход.

Статистика показывает, что в структуре наследственной патологии преимущественное место принадлежит заболеваниям, связанным с образом жизни и со здоровьем будущих родителей и матери в период беременности.

Таким образом, не вызывает сомнения заметная роль, которую играют наследственные факторы в обеспечении здоровья человека. В то же время в подавляющем числе случаев учет этих факторов через рационализацию образа жизни человека может сделать его жизнь здоровой и долговечной. И, наоборот, недоучет типологических особенностей человека ведет к уязвимости и беззащитности перед действием неблагоприятных условий и обстоятельств жизни.

Состояние окружающей среды

Биологические особенности организма — это основа, на которой зиждется здоровье человека. В формировании здоровья важна роль генетических факторов. Однако генетическая программа, получаемая человеком, обеспечивает его развитие при наличии определенных условий окружающей среды.

«Организм без внешней среды, поддерживающей его существование, невозможен» — в этой мысли И.М. Сеченова заложено неразрывное единство человека и среды его обитания.

Каждый организм находится в многообразных взаимных связях с факторами окружающей среды, как абиотическими (геофизическими, геохимическими), так и биотическими (живыми организмами того же и других видов).

Под окружающей средой принято понимать целостную систему взаимосвязанных природных и антропогенных объектов и явлений, в которой протекает труд, быт и отдых людей. Это понятие включает в себя социальные, природные и искусственно создаваемые физические, химические и биологические факторы, то есть все то, что прямо или косвенно воздействует на жизнь, здоровье и деятельность человека.

Человек, как живая система, является составной частью биосферы. Воздействие человека на биосферу связано не столько с его биологической, сколько с трудовой деятельностью. Известно, что технические системы оказывают химическое и физическое воздействие на биосферу по следующим каналам:

-через атмосферу (использование и выделение различных газов нарушает естественный газообмен);

-через гидросферу (загрязнение химическими веществами и нефтью рек, морей и океанов);

-через литосферу (использование полезных ископаемых, загрязнение почв промышленными отходами и т. д.).

Очевидно, что результаты технической деятельности влияют на те параметры биосферы, которые обеспечивают возможность жизни на планете. Жизнь человека, как и человеческого общества в целом, невозможна без окружающей среды, без природы. Человеку как живому организму присущ обмен веществ с окружающей средой, который является основным условием существования любого живого организма.

Организм человека во многом связан с остальными компонентами биосферы — растениями, насекомыми, микроорганизмами и т. д., то есть его сложный организм входит в общий круговорот веществ и подчиняется его законам.

Непрерывный приток атмосферного кислорода, питьевой воды, пищи абсолютно необходим для существования и биологической деятельности человека. Человеческий организм подчинен суточным и сезонным ритмам, реагирует на сезонные изменения температуры окружающей среды, интенсивности солнечного излучения и т. п.

Вместе с тем человек является частью особой социальной среды — общества. Человек — существо не только биологическое, но и социальное. Очевидная социальная основа существования человека как элемента общественной структуры является ведущей, опосредующей его биологические способы существования и отправления физиологических функций.

Учение о социальной сущности человека показывает, что необходимо планировать создание таких социальных условий его развития, в которых могли бы развернуться все его сущностные силы. В стратегическом плане в оптимизации условий жизни и стабилизации здоровья человека самым важным является разработка и введение научно обоснованной генеральной программы развития биогеоценозов в урбанизированной среде и совершенствования демократической формы общественного устройства.

Медицинское обеспечение

Именно с этим фактором большинство людей связывает свои надежды на здоровье, однако доля ответственности этого фактора оказывается неожиданно низкой. В Большой Медицинской Энциклопедии дано следующее определение медицины: «Медицина — система научных знаний и практической деятельности, целью которой является укрепление, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека».

По мере развития цивилизации и более широкого распространения заболеваний медицина все в большей степени стала специализироваться на лечении болезней и все меньше внимания уделять здоровью. Собственно лечение часто снижает запас здоровья за счет побочного воздействия лекарственных средств, то ечть лечебная медицина далеко не всегда укрепляет здоровье.

В медицинской профилактике заболеваемости выделяют три уровня:

профилактика первого уровня ориентирована на весь контингент детей и взрослых, ее задачей является улучшение состояния их здоровья на протяжении всего жизненного цикла. Базой первичной профилактики является опыт формирования средств профилактики, разработка рекомендаций по здоровому образу жизни, народные традиции и способы поддержания здоровья и т. д.;

медицинская профилактика второго уровня занимается выявлением показателей конституциональной предрасположенности людей и факторов риска многих заболеваний, прогнозированием риска заболеваний по совокупности наследственных особенностей, анамнеза жизни и факторов внешней среды. То есть этот вид профилактики ориентрован не на лечение конкретных болезней, а на их вторичную профилактику;

профилактика третьего уровня, или профилактика болезней, ставит своей основной задачей предупреждение рецидивов заболеваний у больных в общепопуляционном масштабе.

Опыт, накопленный медициной в изучении болезней, равно как и экономический анализ затрат на диагностику и лечение заболеваний, убедительно продемонстрировали относительно малую социальную и экономическую эффективность профилактики болезней (профилактика III уровня) для повышения уровня здоровья как детей, так и взрослых.

Очевидно, что наиболее эффективными должны быть первичная и вторичная профилактики, подразумевающие работу со здоровыми или только начинающими заболевать людьми. Однако в медицине практически все усилия сосредоточены на третичной профилактике. Первичная профилактика предполагает тесное сотрудничество врача с населением. Однако для этого сама система здравоохранения не обеспечивает ему необходимого времени, поэтому с населением по вопросам профилактики врач не встречается, а весь контакт с больным уходит практически полностью на осмотр, обследование и назначение лечения. Что касается гигиенистов, которые наиболее близки к тому, чтобы реализовать идеи первичной профилактики, то они главным образом занимаются обеспечением здоровой среды обитания, а не здоровьем человека.

Идеология индивидуального подхода к вопросам профилактики и укрепления здоровья лежит в основе медицинской концепции о всеобщей диспансеризации. Однако технология ее реализации на практике оказалась несостоятельной по следующим причинам:

-требуется много средств для выявления возможно большего числа болезней и последующего их объединения в группы диспансерного наблюдения;

-доминирующей выступает ориентация не на прогноз (предсказание будущего), а на диагноз (констатация настоящего);

-ведущая активность принадлежит не населению, а медикам;

-узко медицинский подход к оздоровлению без учета многообразия социально-психологических особенностей личности.

Валеологический анализ причин здоровья требует переноса центра внимания от медицинских аспектов к физиологии, психологии, социологии, культурологии, в духовную сферу и конкретные режимы и технологии обучения, воспитания и физической тренировки.

Зависимость здоровья человека от генетических и экологических факторов делает необходимым определение места семьи, школы, государственных, физкультурных организаций и органов здравоохранения в выполнении одной из главных задач социальной политики — формировании здорового образа жизни.

Условия и образ жизни

Таким образом, становится понятно, что болезни современного человека обусловлены, прежде всего, его образом жизни и повседневным поведением. В настоящее время здоровый образ жизни рассматривается как основа профилактики заболеваний. Это подтверждается, к примеру, тем, что в США снижение показателей детской смертности на 80% и смертности всего населения на 94%, увеличение ожидаемой средней продолжительности жизни на 85% связывают не с успехами медицины, а с улучшением условий жизни и труда и рационализацией образа жизни населения. Вместе с тем в нашей стране 78% мужчин и 52% женщин ведут нездоровый образ жизни.

В определении понятия здорового образа жизни необходимо учитывать два основных фактора — генетическую природу данного человека и ее соответствие конкретным условиям жизнедеятельности.

Здоровый образ жизни — есть способ жизнедеятельности, соответствующий генетически обусловленным типологическим особенностям данного человека, конкретным условиям жизни и направленный на формирование, сохранение и укрепление здоровья и на полноценное выполнение человеком его социально-биологических функций.

В приведенном определении здорового образа жизни акцент делается на индивидуализацию самого понятия, то есть здоровых образов жизни должно быть столько, сколько существует людей. В определении здорового образа жизни для каждого человека необходимо учитывать как его типологические особенности (тип высшей нервной деятельности, морфофункциональный тип, преобладающий механизм вегетативной регуляции и т. д.), так и возрастно-половую принадлежность и социальную обстановку, в которой он живет (семейное положение, профессию, традиции, условия труда, материальное обеспечение, быт и т. д.). Важное место в исходных посылках должны занимать личностно-мотивационные особенности данного человека, его жизненные ориентиры, которые сами по себе могут быть серьезным стимулом к здоровому образу жизни и к формированию его содержания и особенностей.

В основе формирования здорового образа жизни лежит ряд ключевых положений:

Активным носителем здорового образа жизни является конкретный человек как субъект и объект своей жизнедеятельности и социального статуса.

В реализации здорового образа жизни человек выступает в единстве своих биологического и социального начал.

В основе формирования здорового образа жизни лежит личностно-мотивационная установка человека на воплощение своих социальных, физических, интеллектуальных и психических возможностей и способностей.

Здоровый образ жизни является наиболее эффективным средством и методом обеспечения здоровья, первичной профилактики болезней и удовлетворения жизненно важной потребности в здоровье.

Достаточно часто, к сожалению, рассматривается и предлагается возможность сохранения и укрепления здоровья за счет использования какого-нибудь средства, обладающего чудодейственными свойствами (двигательная активность того или иного вида, пищевые добавки, психотренинг, очистка организма и т. п.). Очевидно, что стремление к достижению здоровья за счет какого-нибудь одного средства принципиально неправильно, так как любая из предлагаемых «панацей» не в состоянии охватить все многообразие функциональных систем, формирующих организм человека, и связей самого человека с природой — всего того, что в конечном итоге определяет гармоничность его жизнедеятельности и здоровье.

По Э.Н. Вайнеру структура здорового образа жизни должна включать следующие факторы: оптимальный двигательный режим, рациональное питание, рациональный режим жизни, психофизиологическую регуляцию, психосексуальную и половую культуру, тренировку иммунитета и закаливание, отсутствие вредных привычек и валеологическое образование.

Новая парадигма здоровья четко и конструктивно определена академиком Н.М. Амосовым: «Чтобы стать здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их ничем нельзя».

Здоровый образ жизни как система складывается из трех основных взаимосвязанных и взаимозаменяемых элементов, трех культур: культуры питания, культуры движения и культуры эмоций.

Культура питания. В здоровом образе жизни питание является определяющим, системообразующим, так как оказывает положительное влияние на двигательную активность и на эмоциональную устойчивость. При правильном питании пища наилучшим образом соответствует естественным технологиям усвоения пищевых веществ, выработавшимся в ходе эволюции.

Культура движения. Оздоровительным эффектом обладают аэробные физические упражнения (ходьба, бег трусцой, плавание, катание на лыжах, работа на садово-огородном участке и т. д.) в природных условиях. Они включают в себя солнечные и воздушные ванны, очищающие и закаливающие водные процедуры.

Культура эмоций. Отрицательные эмоции (зависть, гнев, страх и др.) обладают огромной разрушительной силой, положительные эмоции (смех, радость, чувство благодарности и т. д.) сохраняют здоровье, способствуют успеху.

Формирование здорового образа жизни представляет собой исключительно длительный процесс и может продолжаться всю жизнь. Обратная связь от наступающих в организме в результате следования здоровому образу жизни изменений срабатывает не сразу, положительный эффект перехода на рациональный образ жизни иногда отсрочен на годы. Поэтому, к сожалению, довольно часто люди лишь «пробуют» сам переход, но, не получив быстрого результата, возвращаются к прежнему образу жизни. В этом нет ничего удивительного. Так как здоровый образ жизни предполагает отказ от многих ставших привычными приятных условий жизнедеятельности (переедание, комфорт, алкоголь и др.) и, наоборот, — постоянные и регулярные тяжелые для неадаптированного к ним человека нагрузки и строгую регламентацию образа жизни. В первый период перехода к здоровому образу жизни особенно важно поддержать человека в его стремлении, обеспечить необходимыми консультациями, указывать на положительные изменения в состоянии его здоровья, в функциональных показателях и т. п.

В настоящее время наблюдается парадокс: при абсолютно положительном отношении к факторам здорового образа жизни, особенно в отношении питания и двигательного режима, в реальности их используют лишь 10%-15% опрошенных. Это происходит не из-за отсутствия валеологической грамотности, а из-за низкой активности личности, поведенческой пассивности.

Таким образом, здоровый образ жизни должен целенаправленно и постоянно формироваться в течение жизни человека, а не зависеть от обстоятельств и жизненных ситуаций.

Эффективность здорового образа жизни для данного человека можно определить по ряду биосоциальных критериев, включающих:

-оценку морфофункциональных показателей здоровья: уровень физического развития, уровень физической подготовленности, уровень адаптивных возможностей человека;

-оценку состояния иммунитета: количество простудных и инфекционных заболеваний в течение определенного периода;

-оценку адаптации к социально-экономическим условиям жизни (с учетом эффективности профессиональной деятельности, успешной деятельности и ее «физиологической стоимости» и психофизиологических особенностей); активности исполнения семейно-бытовых обязанностей; широты и проявления социальных и личностных интересов;

-оценку уровня валеологической грамотности, в том числе степень сформированности установки на здоровый образ жизни (психологический аспект); уровень валеологических знаний (педагогический аспект); уровень усвоения практических знаний и навыков, связанных с поддержанием и укреплением здоровья (медико-физиологический и психолого-педагогический аспекты); умение самостоятельно построить индивидуальную программу здоровья и здорового образа жизни.

Алкоголизм – это психическое и физическое заболевание, которое характеризуется компульсивным и неконтролируемым потреблением алкоголя, несмотря на его негативное влияние на здоровье пьющего, межличностные отношения пьющего и его социальное положение. Как и другие виды зависимостей, алкоголизм с медицинской точки зрения, определяется как излечимая болезнь. Термин алкоголизм широко используется, и впервые был придуман в 1849 году Магнусом Гуссом, но в медицине этот термин был заменен понятиями «злоупотребление алкоголем » и » алкогольная зависимость «в 1980-х годах.

К биологическим механизмам формирования алкоголизма относятся такие факторы, как социальная среда, стресс, психическое здоровье, генетическая предрасположенность  возраст, этническая принадлежность и пол. Длительное злоупотребление алкоголем производит физиологические изменения в головном мозге, такие как толерантность и физическую зависимость. Такие изменения химии мозга поддерживают компульсивную неспособность алкоголика бросить пить и приводят к алкоголическому абстинентному синдрому при прекращении употребления алкоголя. Алкоголь наносит ущерб почти каждому органу в организме, включая мозг.  Из-за кумулятивных токсических эффектов хронического злоупотребления алкоголем, возрастают риски возникновения спектра медицинских и психиатрических расстройств. Алкоголизм имеет глубокие социальные последствия для алкоголиков и их их близких людей.

По оценкам Всемирной организация здравоохранения во всем мире насчитывается в среднем порядка 140 миллионов алкоголиков.  Умеренное употребление алкоголя определяется  как не более чем два алкогольных напитка в день для мужчин, и не более одного алкогольного напитка в день для женщин.

Термин «алкоголизм» широко распространен, но  определен.  Большая книга  ассоциации анонимных алкоголиков  гласит, что «Если человек алкоголик, то это на всю жизнь. Алкоголизм неизлечим, но с ним можно научиться жить, не употребляя алкоголь», но не уточняется, что подразумевается под термином «алкоголик» в этом контексте. В 1960 году Билл У., соучредитель А.А., сказал:

«Мы никогда не называли алкоголизм болезнью, потому что, с технической точки зрения, это не болезнь определенного лица. Например, не существует такого заболевания, как болезнь сердца. Вместо этого есть много отдельных заболеваний сердца, или их сочетания, которые имеют свои названия и определения. Аналогично и с алкоголизмом. Поэтому мы не хотели бы провозглашать алкоголизм болезнью личности, как это делают медики.»

В профессиональной и научно-исследовательских контекстах термин «алкоголизм» охватывает как злоупотребление алкоголем, так и алкогольную зависимость.

СТАДИИ АЛКОГОЛИЗМА

Алкоголизм как прогрессирующее заболевание при своем естественном течении протекает в три последовательно сменяющих друг друга стадии. Переход от одной стадии к другой происходит плавно и незаметно. Это заболевание никогда не начинается внезапно. Неожиданно можно заболеть гриппом, желтухой, стенокардией, язвенной болезнью, аппендицитом, гонореей, дизентерией и много еще чем, но только не алкоголизмом. Первой стадии алкоголизма обязательно предшествует соблазнительный этап регулярного “культурного” пития, имеющий различную продолжительность, чаще в диапазоне от одного года до десяти лет. Предрасположенные к алкоголизму люди проходят этот этап очень быстро, порой всего за несколько месяцев, далее наступает период малокультурного пития, что, по сути, означает переход в первую стадию алкоголизма. Поэтому я скептически отношусь к популярной концепции “культурного” пития. Это не выход из положения. Все алкоголики когда-то начинали культурно. Каждый человек, систематически употребляющий культурно, рискует стать алкоголиком.

Остановить эту болезнь может только полная и окончательная трезвость. Но даже в случае очень редких и кратковременных срывов, например при одном эпизоде в несколько лет, болезнь будет неуклонно прогрессировать. Каждый, даже очень редкий и непродолжительный срыв не просто отбрасывает человека назад, а утяжеляет алкогольную зависимость, все туже затягивая узел проблем.

Первая стадия.

Человек увлекается спиртным, но пить не умеет. Испытывая влечение к алкоголю, пьет не к месту и не знает меры. В состоянии опьянения способен наломать дров. Мы называем это утратой ситуационного и количественного контроля. Самочувствие на следующий день удовлетворительное, потребности в опохмелении пока нет. Появляются амнезии. Это еще не профессионал, но уже любитель высокого разряда. На этой стадии пить, как правило, не бросают, так как здоровья пока хватает. Первая стадия продолжается несколько лет, переход во вторую почти неотвратим.

Вторая стадия.

К симптомам первой стадии присоединяется основной признак алкоголизма — абстинентный синдром. В не очень тяжелых случаях алкоголик способен терпеть “отходняк” до вечера и поправляет здоровье только после работы. Следующий этап зависимости наступает, когда до вечера алкоголик дотерпеть уже не может и опохмеляется в обеденный перерыв. В дальнейшем и до обеда терпеть больше нет сил, и опохмеление происходит с утра, причем со временем все раньше и раньше. Опохмеление ранним утром или еще ночью указывает на переход алкоголизма в запойную стадию. Неизбежны проблемы в семье, на работе (если и то, и другое еще не потеряно). Жизнь идет под откос, становится неконтролируемой, но признаться в этом самому себе страшно. Алкоголь занимает основное место в сознании, без спиртного жизнь кажется бессмысленной. Семья, дети, работа и все остальное уходят на второй план. Одни пьют почти постоянно, другие – с перерывами, но в обоих случаях болезнь прогрессирует, так как остановить естественное течение алкоголизма, повторяю, может только окончательная трезвость. На этой стадии бросают пить или делают попытки бросить часто, потому что наступает усталость и здоровье уже не то.

Третья стадия.

Закономерный финал многолетнего злоупотребления алкоголем. Стадия деградации и расплаты за попустительство. Тяжелый абстинентный синдром, запои, алкогольное поражение печени и других органов, импотенция, эпилептические припадки, алкогольные психозы, расстройства памяти, энцефалопатия, полиневриты, слабоумие, высокая смертность. Это не любитель, тем более не профессионал, это развалина. Не только лучшие годы безвозвратно потеряны, но, пожалуй, и вся жизнь. Как ни покажется странным, но даже в этой стадии иногда бросают пить, обычно в весьма почтенном возрасте и слишком поздно для того, чтобы успеть как следует насладиться нормальной жизнью.

Всего несколько лет назад в международной классификации болезней девятого пересмотра существовала любопытная диагностическая категория — бытовое пьянство. Что это такое — непонятно. Это как бы пьяница, но еще не алкоголик. Термин неудачный и лишний. Между пьяницей и алкоголиком нет никакой принципиальной разницы, любой пьяница, без сомнения, является алкоголиком. Термином “бытовое пьянство” мы даем скорее социальную, нежели медицинскую оценку человеку. Совершенно справедливо диагноз “бытовое пьянство” был исключен из современной международной классификации болезней десятого пересмотра. Пьяниц в природе больше нет, остались только алкоголики. Термин “алкоголизм” теперь постепенно вытесняется более щадящим и благозвучным словом “зависимость”.

Надо сказать, что как бы мы сами, наши родственники или врачи ни назвали наш случай, допустим, эпизодическим злоупотреблением, пьянством, распущенностью, алкоголизмом или зависимостью, – это ничего не меняет. Дело не в терминах. Важно осознать, что проблема существует, и ее надо каким-то образом решать.

Помимо собственно алкогольной болезни, которая лечится исключительно длительной трезвостью и ничем другим, алкоголь абсолютно противопоказан также и здоровым лицам, не страдающим пристрастием к “зеленому змию”, но у кого индивидуальная реакция на спиртное непредсказуема. Некоторые люди уже от небольших доз алкоголя становятся буйными, агрессивными и даже невменяемыми. Если у человека не сохраняется никаких воспоминаний о кратковременном, продолжающемся обычно несколько часов помешательстве, то такие состояния квалифицируются как патологическое опьянение. В силу немотивированной агрессивности и измененного сознания лица в состоянии патологического опьянения склонны к противоправным действиям. С такими ситуациями часто сталкиваются судебные психиатры, когда решают вопрос о вменяемости лица в момент совершения правонарушения. От обычного опьянения с расторможенностью и беспамятством вследствие приема лошадиных доз спиртного, патологическое опьянение отличается тем, что вызывается малым количеством алкоголя. Причины возникновения патологического опьянения неизвестны. Однако, если это случилось хотя бы однажды, нечто подобное может повториться в любую выпивку, но предсказать заранее это невозможно. Поэтому единственный способ избежать опасного для всех присутствующих неконтролируемого патологического опьянения – всегда оставаться трезвым.

В других случаях сознание формально не нарушается, но добропорядочный до того человек становится после нескольких рюмок невыносимым: пристает к окружающим с глупостями, несет ахинею, его тянет на подвиги, он стремится сесть за руль, вдавив педаль газа до упора, уговаривает присутствующих искупаться в водоеме типа “лужа”, пытается нанести самоповреждения, становится злобным или наоборот плаксивым и т. д. Все эти проявления встречаются и у алкоголиков. Отличие состоит в том, что здоровые лица после протрезвления испытывают чувство неловкости и стыда, а у алкоголиков следует продолжение. Учитывая явную тенденцию к повторению описываемых форм опьянения, для того чтобы не приходилось краснеть, нужно забыть о спиртном. Это лучшее решение проблемы.

Подготовили:      Рябикина К.Н

Черкасова Д.В